Ставропольский край
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Партпроект учит собственников взаимодействию с управляющими компаниями

26 июня 2017, 11:03
Краевые власти, общественники и правоохранители разработают инструменты контроля за работой управляющих компаний

О необходимости наведения порядка на рынке управления многоквартирными домами говорили на заседании общественного совета по вопросам ЖКХ при губернаторе Ставропольского края под председательством первого заместителя председателя правительства края Ивана Ковалева.

Об основных проблемах взаимоотношений жителей многоквартирок с управляющими компаниями рассказала руководитель регионального центра «ЖКХ-Контроль» Алла Седых. Почти половина поступающих на горячую линию центра обращений связаны с непрозрачностью расходования «управляйками» средств, которые люди платят за содержание и ремонт жилья.

‑ Когда заключается договор управления, цена обычно невысокая, а объем предлагаемых услуг и предложения по текущему ремонту привлекательны для собственников. Однако, когда подходит время отчитываться о проделанной работе и потраченных денежных средствах собственников, возникает много вопросов. По факту часто УК не выполняет обязательства, взятых при заключении договора, особенно это касается текущего ремонта МКД, ‑ отметила Седых.

Более того, есть случаи, когда по вине управляющих компаний «растворяются» деньги, предназначенные для оплаты потребленных домом коммунальных ресурсов. Добиться правды в этом случае, даже с привлечением правоохранительных органов и суда, бывает очень непросто, рассказали члены совета.

Сегодня в крае действуют 274 лицензированные управляющие компании, отметил начальник управления СК по строительному и жилищному надзору Валерий Савченко. Из них без нареканий работают всего порядка 20%. Лишить УК лицензии за неудовлетворительную работу весьма проблематично. Таких случаев на Ставрополье пока зафиксировано не было. А вот предписания надзорного органа в этом случае – действенный, пусть и точечный, инструмент. Чтобы избежать штрафов в сотни тысяч рублей, провинившиеся «управляйки» оперативно устраняют допущенные огрехи.

Кроме того, Минстрой России разработал стандарты качества обслуживания для управляющих компаний, сообщил Савченко. Если документ утвердят, сотрудники УК будут обязаны локализовывать аварии в течение получаса, а пробивать засоры за два часа. Кроме того, каждая УК должна будет создать круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу и вести прием посетителей по удобному графику, в том числе и в выходные. Обязанность соблюдать эти стандарты станет лицензионным требованием.

Пока же, пожалуй, самым действенным средством борьбы с нерадивыми «управленцами» остается смена управляющей компании. В последнее время собственники достаточно активно принимают решения о смене УК.

Чтобы помочь жителям объективно оценить игроков рынка управления МКД, министерством ЖКХ края совместно с управлением по стройжилнадзору регулярно составляется потребительский рейтинг управляющих компаний. УК получают места в итоговой таблице на основании отзывов потребителей их услуг. Рейтинг размещается на сайте министерства ЖКХ СК. Например, в 2016 году свои оценки получили УК Пятигорска и Железноводска, а в этом году проводится мониторинг работы управляющих компаний краевого центра.

‑ Мы должны использовать все инструменты защиты прав жителей от действий недобросовестных управляющих компаний. Если этих инструментов недостаточно, необходимо выходить с предложениями на федеральный уровень, ‑ прокомментировал ситуацию Иван Ковалев.

Он предложил в ближайшее время собрать за круглым столом представителей всех заинтересованных органов власти, общественных организаций и правоохранительных органов с тем, чтобы выработать алгоритм, который позволит жителям «многоквартирок» контролировать, на что управляющая компания расходует их деньги. 

Однако успех взаимодействия с управляющей компанией во многом зависит от активности самих собственников, поясняет член общественного совета партийного проекта «Управдом» в Ставропольском крае, первый заместитель министра ЖКХ СК Ольга Силюкова:

‑ Подписывая договор с управляющей компанией, жители соглашаются покупать услуги этой «управляйки» за ту сумму, которую она предлагает. Суть взаимоотношений «собственник – управляющая компания» та же, что и «покупатель – продавец». Приходя на рынок, мы не покупаем товар с первого же лотка, а выбираем, ориентируясь на цену и качество. Так и здесь: рынок управляющих компаний сегодня достаточно богат, выбор есть. И наша задача – и министерства, и проекта «Управдом» ‑ воспитать грамотного потребителя жилищных и коммунальных услуг, научить разговаривать с управляющей компанией, искать компромисс. Ведь в конечном итоге от этого зависит, в каком доме они будут жить.

Общественная приемная